Verification: dbd18b1a43808981
Сайт посёлка Усвяты
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Яндекс.Погода
Главная » 2012 » Декабрь » 14 » У святых мест.Святой источник в Усвятах
13:15
У святых мест.Святой источник в Усвятах

Этот город "у свята"


Один из старейших  городов земли русской Всвят (Усвят, Всвяч) находился на месте урочища Юрьевы горы близ посёлка Усвяты Псковской области. 

Первое его упоминание относится к 1021 году. Уже в те времена об Усвятах говорилось, как о сложившемся крупном городе. Именно в том году князь Ярослав Мудрый вместе с Витебском отдал город своему родному  племяннику полоцкому князю Брячиславу Изяславичу . Некоторое время , пока шел карьерный рост, в Усвятах жил и будущий великий князь Ольгерд с первой женой , витебской княжной Марией. Потом Ольгерд перебрался в Витебск , там и вырастил своих сыновей.

У свята

Предполагается, будто возник этот город как самобытный славянский центр. Но русские историки также не исключают версию искусственного происхождения города. Когда Новгород и Полоцк, как крупные метрополии, организовывали путь «из варяг в греки», им было необходимо построить перевалочную базу в верховьях крупных рек. В то время города-государства, как их сейчас называют историки, зарабатывали на развитие торговлей и транзитом. Их деятельность хорошо исследована. А вот вопросы организации окрестных территорий, непосредственно не стоящих на трассе, известны мало. Но ведь люди жили, верили в своих богов, строили дома и храмы не только в столицах.

Как же в такой глубинке появился большой по тем временам город? Вполне возможно, что среди болот и озёр населённый пункт развивался, благодаря созданию государственной структуры – налоговой инспекции, как пункт по сбору дани из областей верховьев Ловати. Либо для Полоцка, либо для Новгорода. А может им обоим?

Ведь Усвяты имели статус нейтрального города. Только не строили домов, не говоря уж о городах, наши предки в местах, которые просто выгодно располагались. Обязателен был фактор наличия священных культовых мест. Мир был сложен и непонятен. Картина Вселенной складывалась только благодаря науке тех времен, которую развивали жрецы. Волхвы, если хотите.

В истории говорится о нейтральном статусе города Всвят по отношению к остальным метрополиям. Если исходить из торгово-промышленной теории развития, то здесь развился бы максимум монастырь с прилегающим обслуживающим его десятиною населением. А возник-то город! И этот город самим своим названием тысячу лет кричит потомкам то ли о всесвятости, то ли о нахождении «у свята». Поэтому и серьёзные историки не отрицают гипотезы «о неком священном центре, который и гарантировал нейтралитет» огромной территории на священном водоразделе.

Город на курьих ножках

Археологи, исследовавшие неолитическое поселение на месте города, назвали его романтично: не «неолитическое поселение Усвяты IV», а «Северная Венеция». На берегах многочисленных озёр и на островах со времен отхода ледника жили люди. И сообщение между поселенцами происходило по воде. А ведь любое преодоление водной преграды уже считалось очищением. И даже обмен добычи на какие-то товары становился сакральным действом! В районе и поселке находится более сотни уникальных памятников археологии. А материалы, собранные там, интересуют даже сотрудников Эрмитажа. Да и культура периода раннего неолита в междуречье Западной Двины и Ловати носит название Усвятской.

При раскопках были обнаружены поселения с жилищами свайного типа. Дома стояли не на фундаменте на земле, а на сваях. И часто – на воде или неприступной болотине. Чем не избушки на курьих ножках? В Петербургском Эрмитаже представлена усвятская костяная фигурка обнаженного мужчины. Рот его приоткрыт, будто взывает к кому-то. Что он хочет сказать нам? Даже средневековый Новгород гордился бы скульптурой такого уровня мастерства. В Усвятах же была найдена самая древняя российская лыжа. Ее уже четыре с половиной тысячи лет.

Находится современный поселок все там же, между двумя озерами – Узмень и Усвят, соединенными широкой протокой, которая носит название озеро Городечное. То, что Усвят – священное озеро, кажется, уже не вызывает сомнений. Городечное, ибо города потому и города, что их «городили», «огораживали», и даже специальность такая была среди горожан – огородники, те, кто огораживал город и следил за огорожей. А вот Узмень, Вузмень, может быть и местом пчеловодов. «Вуз» - пчелиные соты. Или «вузким», узким местом, или «узнятым», на какое «уздымаюцца», местом. И в любом случае, все равно святость высоты и святость пчелиного роя не подвергается сомнениям.

Святая вода

Святой целебный источник в Усвятах был освящен православной церковью в 2005 году. Но и до того тысячелетиями ходили к нему и местные жители, и паломники за помощью. Пойдут и на праздник Крещения. Недаром, даже в 1981 году про этот источник на киностудии Мосфильм сняли фильм с участием Владимира Гостюхина, который так и назвали – «Родник». Не прошел мимо Усвятских древностей и Андрей Тарковский. В своем фильме «Ностальгия», как символ исконного, как выражение тоски по Родине, звучат народные песни в исполнении уроженки этих мест Ольги Федосеевны Сергеевой.

А на гербе Усвят изображено Солнце, характерное для древней Руси. Наверное, где-то тут рассказывали деды внукам о солнце, которое по осени ворует Чернобог. И наступает зима. Приходит Зюзя со своими стаями волков. Подбирается Баба Яга со своими дочерьми Лихоманками… но собирались Боги, и посылали пчел на поиски Солнца. Помогал им мощный ветер Борей, бог Бури. И в день зимнего солнцестояния побеждало тепло, добро и свет. Рождалось новое Солнце. Радостные люди переодевались в медведя Велеса, властителя скота, урожая и богатства, управителя Кона и Нави. Маскарадом управлял Коляда.

Именно от его имени произошел и календарь, и коловорот, и все, что связано с круговоротом в природе. Эта традиция празднования пограничного периода между старым и новым обеспечивала возможность заглянуть в будущее, наворожить счастье. И как только солнце (Хорс) укреплялось, открывались небеса. И тогда любая молитва могла быть услышана. В это время, всего на один день, все воды превращались в священные и становились целебными.

В принципе, такое случалось всего два раза в году: на Крещение и на Купалу. Именно в эти дни запасались на весь год живой и мертвой водой. И не надо пугаться слова мертвый. Ведь все сказки утверждают, что мертвая вода заживляет и лечит, а живая – содействует оживлению, либо рождению. И искать причины этого волшебства бесполезно. Ведь на протяжении тысячелетий вера людей в чудеса сама сделала её волшебной.

по материалам интернета

Просмотров: 1732 | Добавил: aдмин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Информер праздники сегодня
Архив записей
Нужные Страницы
  • Программа ТВ Беларуси,России,Латвии и ГТРК Псков
  • Вокзалы Псковской области
  • Новосокольники
  • Псков
  • Кунья
  • Витебск
  • free counters

    Free counters