Один из древнейших русских городов Всвят (Усвят,
Всвяч) находился на месте урочища Юрьевы горы около посёлка Усвяты
Псковской области.
Первое его упоминание относится к 1021 году.
Уже тогда о нём говорилось, как о сложившемся крупном городе. Как раз в
том году князь Ярослав Мудрый вместе с Витебском отдал его своему
родному племяннику полоцкому князю Брячиславу Изяславичу. Некоторое
время, пока шел карьерный рост, в Усвятах жил и будущий великий князь
Ольгерд с первой женой, витебской княжной Марией. Позже он перебрался в
Витебск, вырастил сыновей.
У Cвята
Предполагается, будто возник этот город как самобытный славянский
центр. Однако русские историки также не исключают версию искусственного
происхождения города. Когда Новгород и Полоцк, как крупные метрополии,
организовывали путь «из варяг в греки», им было необходимо построить
перевалочную базу в верховьях крупных рек. В то время
города-государства, как их сейчас называют историки, зарабатывали на
развитие торговлей и транзитом. Их деятельность хорошо исследована. А
вот вопросы организации окрестных территорий, непосредственно не стоящих
на трассе, известны мало. Но ведь люди жили, верили в своих богов,
строили дома и храмы не только в столицах.
Как же в такой глубинке появился большой по тем временам город?
Вполне возможно, что среди болот и озёр населённый пункт развивался,
благодаря созданию государственной структуры – налоговой инспекции, как
пункт по сбору дани из областей верховьев Ловати. Либо для Полоцка, либо
для Новгорода. А может им обоим?
Ведь Усвяты имели статус нейтрального города. Только не строили
домов, не говоря уж о городах, наши предки в местах, которые просто
выгодно располагались. Обязателен был фактор наличия священных культовых
мест. Мир был сложен и непонятен. Картина Вселенной складывалась только
благодаря науке тех времен, которую развивали жрецы. Волхвы, если
хотите.
В истории говорится о нейтральном статусе города Всвят по отношению к
остальным метрополиям. Если исходить из торгово-промышленной теории
развития, то здесь развился бы максимум монастырь с прилегающим
обслуживающим его десятиною населением. А возник-то город! И этот город
самим своим названием тысячу лет кричит потомкам то ли о всесвятости, то
ли о нахождении «у свята». Поэтому и серьёзные историки не отрицают
гипотезы «о неком священном центре, который и гарантировал нейтралитет»
огромной территории на священном водоразделе.
Город на курьих ножках
Археологи, исследовавшие неолитическое поселение на месте города,
назвали его романтично: не «неолитическое поселение Усвяты IV», а
«Северная Венеция». На берегах многочисленных озёр и на островах со
времен отхода ледника жили люди. И сообщение между поселенцами
происходило по воде. А ведь любое преодоление водной преграды уже
считалось очищением. И даже обмен добычи на какие-то товары становился
сакральным действом! В районе и поселке находится более сотни уникальных
памятников археологии. А материалы, собранные там, интересуют даже
сотрудников Эрмитажа. Да и культура периода раннего неолита в междуречье
Западной Двины и Ловати носит название Усвятской.
При раскопках были обнаружены поселения с жилищами свайного типа.
Дома стояли не на фундаменте на земле, а на сваях. И часто – на воде или
неприступной болотине. Чем не избушки на курьих ножках? В Петербургском
Эрмитаже представлена усвятская костяная фигурка обнаженного мужчины.
Рот его приоткрыт, будто взывает к кому-то. Что он хочет сказать нам?
Даже средневековый Новгород гордился бы скульптурой такого уровня
мастерства. В Усвятах же была найдена самая древняя российская лыжа. Ее
уже четыре с половиной тысячи лет.
Находится современный поселок все там же, между двумя озерами –
Узмень и Усвят, соединенными широкой протокой, которая носит название
озеро Городечное. То, что Усвят – священное озеро, кажется, уже не
вызывает сомнений. Городечное, ибо города потому и города, что их
«городили», «огораживали», и даже специальность такая была среди горожан
– огородники, те, кто огораживал город и следил за огорожей. А вот
Узмень, Вузмень, может быть и местом пчеловодов. «Вуз» - пчелиные соты.
Или «вузким», узким местом, или «узнятым», на какое «уздымаюцца»,
местом. И в любом случае, все равно святость высоты и святость пчелиного
роя не подвергается сомнениям.
Святая вода
Святой целебный источник в Усвятах был освящен православной церковью в
2005 году. Но и до того тысячелетиями ходили к нему и местные жители, и
паломники за помощью. Пойдут и на праздник Крещения. Недаром, даже в
1981 году про этот источник на киностудии Мосфильм сняли фильм с
участием Владимира Гостюхина, который так и назвали – «Родник». Не
прошел мимо Усвятских древностей и Андрей Тарковский. В своем фильме
«Ностальгия», как символ исконного, как выражение тоски по Родине,
звучат народные песни в исполнении уроженки этих мест Ольги Федосеевны
Сергеевой.
А на гербе Усвят изображено Солнце, характерное для древней Руси.
Наверное, где-то тут рассказывали деды внукам о солнце, которое по осени
ворует Чернобог. И наступает зима. Приходит Зюзя со своими стаями
волков. Подбирается Баба Яга со своими дочерьми Лихоманками… но
собирались Боги, и посылали пчел на поиски Солнца. Помогал им мощный
ветер Борей, бог Бури. И в день зимнего солнцестояния побеждало тепло,
добро и свет. Рождалось новое Солнце. Радостные люди переодевались в
медведя Велеса, властителя скота, урожая и богатства, управителя Кона и
Нави. Маскарадом управлял Коляда.
Именно от его имени произошел и календарь, и коловорот, и все, что
связано с круговоротом в природе. Эта традиция празднования пограничного
периода между старым и новым обеспечивала возможность заглянуть в
будущее, наворожить счастье. И как только солнце (Хорс) укреплялось,
открывались небеса. И тогда любая молитва могла быть услышана. В это
время, всего на один день, все воды превращались в священные и
становились целебными.
В принципе, такое случалось всего два раза в году: на Крещение и на
Купалу. Именно в эти дни запасались на весь год живой и мертвой водой. И
не надо пугаться слова мертвый. Ведь все сказки утверждают, что мертвая
вода заживляет и лечит, а живая – содействует оживлению, либо рождению.
И искать причины этого волшебства бесполезно. Ведь на протяжении
тысячелетий вера людей в чудеса сама сделала её волшебной.
Автор: Светлана Баранковская